С приобретением Motorola Mobility китайская Lenovo, уже являющаяся крупнейшим поставщиком ПК в мире, стала третьим производителем смартфонов после Apple и Samsung. Мы проследили путь китайской фирмы к мировому лидерству.
1. История Lenovo началась почти 30 лет назад, когда осенью 1984 года инженер Лю Чуаньчжи и дюжина его коллег при поддержке Китайской академии наук основали компанию New Technology Developer. Спустя два года она была переименована в Legend Group.
Стартап начал вести бизнес с импорта телевизоров в КНР, однако на этом поприще он потерпел неудачу. Вскоре компания занялась разработкой печатных плат для IBM-совместимых компьютеров, позволявших им обрабатывать китайские иероглифы, и тогда к ней пришел первый крупный успех. Legend закрепила его в 1990-м, выпустив свой первый ПК, который быстро стал очень популярен в КНР. Через три года компания приступила к производству первых компьютеров Pentium (586 модель) на местном рынке.
2. В 1993-м Legend вышла на Гонконгскую фондовую биржу. Сумма, которую компания привлекла по итогам IPO (она была эквивалента 30 миллионам долларов), помогла ей стать брендом №1 в Китае по продажам компьютеров к 1996 году. Тогда же производитель наладил выпуск своего первого ноутбука. Уже в 1999-м Legend становится крупнейшим поставщиком ПК во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе.
3. В 2001 году на должность президента и генерального директора назначен Ян Юаньцин. Считается, что именно молодому менеджеру, который сумел четко наладить каналы дистрибуции, Legend обязана своим ранним успехом. Ян ушел со своего поста в 2004 году, когда его компания закрыла сделку по покупке компьютерного бизнеса IBM, а вернулся — в 2009-м, сменив Билла Амелио. С 2012-го, помимо CEO, Ян служит председателем совета директоров. Свои должности топ-менеджер сохраняет до сих пор.
4. Одно из самых значимых событий в истории китайского производителя электроники произошло в 2002 году, когда Ян Юаньцин, думая о мировой экспансии, решил отказаться от торговой марки Legend, использовавшейся в течение 20 лет. Дело в том, что Legend — очень распространенное название, которое невозможно зарегистрировать в большинстве юрисдикций. Так, в апреле 2003 года родился бренд Lenovo. Он состоит их двух частей: Le- (взято от Legend) и novo («новый» в аблативном падеже латинского языка). Название компании по-китайски, которое записывается иероглифами, может означать «связанное мышление» или креативность.
5. Другая важная веха пришлась на 2004 год, когда Lenovo объявила о планах купить подразделение американской компании IBM, занимающееся производством персональных компьютеров. Сделка, закрытая в мае 2005 года, была оценена в 1,25 миллиарда долларов.
6. Купив бизнес у IBM, Lenovo в одночасье превратилась в третьего по величине производителя ПК в мире. В его распоряжении также оказался бренд ноутбуков ThinkPad. Спустя год компания начала поставлять продукты под своим брендом за пределы Китая.
7. В апреле 2010 года Lenovo анонсировала свой первый смартфон под названием LePhone. Новинка была наделена 3,7-дюймовым экраном (разрешение — 800х480), процессором Qualcomm Snapdragon с тактовой частотой 1, ГГц, 3-мегапиксельной камерой и слотом для карт памяти microSD. Работал аппарат на базе Android 2.1. К нему можно было докупить док-станцию в виде QWERTY-клавиатуры. Впоследствии Lenovo показала модель K800 на чипе Intel Atom Z2460 и A820 с двумя «симками» (на ARM Cortex-A7). За рубежом «трубки» компании называются IdeaPhone.
8. В 2013 году Lenovo стала крупнейшим в мире производителем ПК, сместив с 1-го места Hewlett-Packard, которая лидировала по объему поставок с 2006 года. На прошлой неделе китайцы смогли договориться с IBM о приобретении бизнеса по выпуску серверов на архитектуре x86. Сумма сделки оценивается в 2,3 миллиарда долларов.
9. Выкупив Motorola Mobility у Google за 2,9 миллиарда долларов, Lenovo превратилась в глобального игрока на IT-рынке. По условиям соглашения, китайцы доплатят поисковику половину этой суммы в течение трех лет, а Google сохранит за собой права на большую часть патентов. Впрочем, сделка отпугнула инвесторов Lenovo, которые, по-видимому, не смогли поверить в то, что Motorola будет приносить прибыль. После известия о покупке бумаги производителя упали на 8%.
В любое случае, Lenovo теперь — третий по величине производитель смартфонов в мире. По мнению аналитиков, от его сделки с Google в долгосрочной перспективе сильнее всех пострадает Samsung. Маржа корейской компании, на которую в 2013 году пришлась почти треть всех поставок (30,3%), уже падает из-за дешевых «трубок», выпускаемых из Китая.